11.12.2018

Зачем проверять контрагентов: примеры из практики

Автор: Татьяна Пискарева, руководитель отдела бухгалтерской практики BDO Unicon Outsourcing


Любая компания старается тщательно подходить к выбору бизнес-партнера. В первую очередь для того, чтобы обезопасить себя от мошенников, убедиться в благонадежности поставщика, сохранить свою репутацию. Ведь нередки случаи, когда выбранный контрагент подводит в самый ответственный момент: может не вернуть предоплату, не исполнить обязательства, за которые был перечислен аванс.

Риск первый. Финансовый

Благонадежная, на первый взгляд, компания с многочисленным персоналом, амбициозным генеральным директором и далеко идущими планами на деле может оказаться  организацией, неспособной исполнить обязательства по контракту.

Подобная ситуация произошла у одного из наших клиентов, который только после подачи иска на взыскание задолженности выяснил, что компания зарегистрирована недавно, имеет минимальный уставный капитал, имущество на балансе отсутствует, активы ничтожны.
Помимо всего вышеперечисленного, к компании уже предъявлено несколько исков, и у нашего клиента шансов истребовать исполнения обязательств практически нет.

А ведь для того, чтобы предотвратить эту ситуацию, было бы достаточно заранее заглянуть на общедоступные интернет-ресурсы, где можно получить информацию о финансовом положении компании, аффилированных структурах, судебных разбирательствах.

Риск второй. Налоговый

Недобросовестность контрагентов может обернуться для компании не только финансовыми и репутационными рисками, но и налоговыми.

С введением в действие с 19 августа 2017 году  ст. 54.1 НК РФ, действие которой  в первую очередь направлено на пресечение использования коммерческими организациями умышленной оптимизации налогообложения с целью получения необоснованной налоговой выгоды, только подтвердило то, что к проверке контрагентов  необходимо подойти со всей серьезностью.

Кроме того п. 2 ст. 54.1 НК РФ вводит новое требование о подтверждении реальности исполнения сделки непосредственно самим контрагентом, либо иным лицом, с которым у контрагента есть соответствующие договорные отношения.

Согласно данному пункту, для учета расходов (применения вычетов) недостаточно подтвердить реальность хозяйственных операций. Необходимо доказать, что исполнение сделки было осуществлено именно тем лицом, с которым заключен соответствующий договор.

То есть теперь нужно беспокоиться не столько о том, уплачивает ли ваш контрагент налоги или нет, а о том, сможете ли вы подтвердить, что реальным исполнителем по сделке был именно он.

Заключая договор на определенные виды услуг, обязательно проверьте наличие лицензии на их оказание.  При подписании крупных контрактов  стоит обратить внимание на  наличие ресурсной  базы для их исполнения, а в случае отсутствия на балансе компании необходимого оборудования попросить подтвердить факт аренды (или иного способа привлечения) производственного  оборудования.

При подписании договора аренды недвижимости обязательно проверьте наличие у арендодателя права собственности на арендуемый объект либо наличие полномочий, переданных ему правообладателем.

В нашей практике была ситуация, когда клиент арендовал офис у компании, у которой право собственности на объект недвижимости было в стадии оформления. Клиент уже сделал дорогостоящий ремонт, когда выяснилось, что арендодателю  не удалось оформить право собственности. Чтобы договориться с первоначальным собственником о заключении  нового договора аренды, клиенту пришлось приложить немало усилий. И риск понести убытки в сумме расходов на ремонт был велик.

Данный случай еще раз доказывает,  что очень важно подойти ответственно к выбору партнера. Возможно, вам придется потратить чуть больше  времени на проверку контрагента и оценку рисков, зато вы будете уверены, что этот риск будет минимальным.

А вот и еще один пример из нашей практики: руководитель одной крупной компании, подписал договор с клининговой фирмой, предлагающей услуги по цене на 20% ниже, чем у конкурентов. В течение года компания исправно оказывала услуги, ровно до того момента, пока не пришла налоговая проверка и не предъявила претензии в том, что исполнитель не располагает в достаточном количестве персоналом для оказания услуг в данном объеме.

Факт оказания услуг был  подвергнут сомнению, и проверяющий орган исключил из налоговой базы сумму расходов на приобретение клининговых услуг. Подобных претензий можно было бы избежать, запросив своевременно у клиниговой компании информацию о наличии трудовых ресурсов для исполнения обязательств по договору.

А что делать?

Если в крупных организациях управлением  рисками занимаются финансовая служба и служба безопасности, то на небольших и средних предприятиях данные риски обычно находятся в зоне ответственности бухгалтера. Однако перекладывать на него ответственность, если контрагент окажется недобросовестным, будет, по крайней  мере, неправильно.

Отсутствие в компании утвержденных и исполняемых процедур, в том числе и процедуры проверки контрагентов, которые позволяют подтвердить реальность сделок и наличие деловых целей при их заключении, на текущий момент уже может рассматриваться как существенный риск для менеджмента компании.

Компаниям стоит начать проверку контрагентов с  формирования политики по проверке предприятий, где необходимо прописать критерии отбора провайдеров, а также обязанности уполномоченных за проверку контрагентов сотрудников, которые формируют минимально необходимое досье на контрагентов и с определенной периодичностью его обновляют.

Стоит  учитывать, что даже комплексная проверка контрагентов не гарантирует полного исключения рисков. Но вместе с тем отсутствие контроля при выборе партнера при неблагоприятном развитии событий в разы увеличивает риск понести    финансовые потери или получить претензии со стороны налоговых органов.

Источник: klerk.ru.
  1. Зачем проверять контрагентов: примеры из практики